Вопреки широко распространенному убеждению, установка дополнительного оборудования вне стен дилерского центра вовсе не приводит к снятию автомобиля с гарантии. Дело в том, что в России попросту нет такого закона, который бы обязал автовладельцев прибегать в данном случае к услугам официального дилера.
Согласно Статье 16 федерального закона «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй», никто не праве навязывать покупателю свои услуги. «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)… Условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными». Другими словами, дилер не имеет права «заставлять» клиента приобретать тот или иной товар или ту или иную услугу против его собственного желания, а заключая с дилером дополнительный договор на обслуживание автомобиля исключительно в данном центре, владелец подписывает изначально не имеющий юридической силы документ.
Дилер или профессиональный установщик?
Решать, где устанавливать дополнительное оборудование, каждый имеет право самостоятельно. Главное, знать, что такое право есть у любого автовладельца, вне зависимости от того, где приобретался автомобиль, и какие документы при этом подписывались.
Важно помнить о том, что снять с гарантии дилер права не имеет уже потому, что это является прямым нарушением законодательства РФ, а именно: Статьи 6 Закона о защите прав потребителей – «Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара». Более того, даже в том случае, если установлено, что поломка произошла по вине автовладельца (в том числе из-за дополнительного оборудования) при последующих поломках автосалон обязан принять автомобиль по гарантии. Даже в том случае, если выявленная неисправность автомобиля вызвана некорректной установкой оборудования, снять весь автомобиль с гарантии дилер не может. В таком случае, салону придется доказывать, что установка дополнительного оборудования не в дилерском центре привела к сбою в работе других механизмов машины – а это, в принципе, невозможно.
Еще одним излюбленным способом удержать клиента является попытка убедить его в том, что установка у дилера будет проведена более качественно, нежели установка в каком-либо другом сервисе. И с этим тоже можно поспорить. Зачастую, установка доп. оборудования у дилера происходит в условиях катастрофической нехватки времени и рабочих рук. Кроме того, говорить в такой ситуации об авторской установке тоже не приходится – все оборудование устанавливается по налаженной схеме (блоки систем устанавливаются в самых удобных для монтажа местах, соединения плохо пропаиваются). Конечно, в случае инсталляции, например, парктроника оригинальность установки значения не имеет, но вот в области противоугонного оборудования этот показатель имеет главенствующее значение.
Однако, не желая терять приличную прибыль, дилеры зачастую не совсем честно поступают со своими клиентами, угрожая снятием с гарантии или утверждая, что дилерская установка или оборудование качественнее другого. Конечно, шарлатанов хватает везде – не обходится без них и рынок противоугонного оборудования.
Как распознать «нечестного установщика»?
Существуют некоторые нюансы, о которых автомобилисту, обращаясь в установочный центр, забывать не стоит - это лицензии и сертификаты соответствия государственным стандартам. Итак, какие документы следует потребовать у установщика, чтобы быть уверенным не только в качестве предоставляемой услуги и устанавливаемого оборудования, но и в отсутствии неприятных последствий в виде снятия автомобиля с гарантии.
Во-первых, это сертификат соответствия предоставляемых услуг государственным стандартам РФ с приложением, в котором должен быть приведен полный перечень услуг, на которые распространяется действие данного сертификата.
Во-вторых, это сертификат соответствия ГОСТ Р на оборудование. Он может выдаваться либо на конкретную модель сигнализации, иммобилайзера, парктроника и пр., либо (что чаще) на перечень конкретных товаров.
Стоит также уделить внимание самой компании-установщику. Важно понять, как долго фирма существует на рынке, каковы перспективы ее развития, как отзываются о ней клиенты.
3aкон PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй» Статья 16
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.