Как определить привлекательность вашего авто для угонщиков в кризис? Для многих этот вопрос важен в плане принятия решения по трате денег на безопасность - и на охранное оборудование, и на страховые услуги. Как сделать правильный вывод, и вообще – насколько верен традиционный подход?
Тренды кризисного года.
Главный тренд кризиса — переход на более бюджетные машины. Кто планировал приобрести немецкий бизнес-класс — покупает более доступную Toyota Camry, нацелившийся на недешевый Golf меняет его на Kia Ceed, и т.д. Какие 10 моделей отметились особенной популярностью по первым месяцам кризисного 2015 года, и почему?
Топ-10 машин, продажи которых были наиболее высокими в январе-2015 и вдобавок существенно выросли в феврале — в тренде практичность и экономия:
Kia Rio — прочно удерживает лидерство, как одна из самых доступных иномарок вкупе с ярким дизайном, чем не могут похвастаться ранее успешные конкуренты Volkswagen Polo Sedan, Renault Sandero, Nissan Almera.
Lada Granta - традиционный и бессменный лидер в сверхбюджетном классе, в кризис — особенно.
Lada Largus — на него направили взоры и дачники, и малый бизнес. «Много автомобиля за умеренные деньги».
Kia Ceed — уверенно теснит близкую по сути и начинке, но куда более дорогостоящую классику в своей подгруппе - WV Golf.
Lada Priora – не сдает позиции, несмотря на объявленное тольяттинцами подорожание.
Hyundai ix35 — самый популярный доступный кроссовер обгоняет дорогие Toyota RAV-4, Nissan Qashqai, Mazda CX-5.
Toyota Camry - от сезона к сезону конкурент бизнес-седанам из Германии то уступает им, то нагоняет. В кризис Camry выглядит привлекательнее BMW или Audi.
Lada 4x4 Niva – продажи растут, ибо кто-то считает, что нужно успеть купить «классику 4х4», пока её не сняли с производства, а кого-то привлекла новая фейслифтинговая модификация Urban.
Chevrolet Niva — та же история, что и с обычной Нивой — россияне стремятся купить проверенную Ниву сейчас, поскольку в следующем году её сменит новое поколение — более дорогая темная лошадка.
Skoda Rapid — в кризис машина должна быть практичной, а кузов «лифтбэк» в России любят благодаря Октавии, самой успешной модели чешского бренда. Рапид распробовали, как «доступную Октавию», и спрос возрос.
Угоны в 1 квартале 2015 г.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», полученным от ГИБДД, за первые два месяца 2015 года в целом по стране было угнано 5322 легковых автомобиля. Скачка угонов в абсолютном количестве пока нет, но четко прослеживается повышение интереса угонщиков к более дешевым автомобилям, что полностью соответствует тенденции роста их числа. Кризис тормозит продажи и увеличивает средний срок эксплуатации машин, что расширяет рынок секонд-хенд-запчастей, который активно наполняется деталями с краденых автомобилей.
Статистика десяти самых популярных у угонщиков марок выглядит так:
Lada – 1656 штук
Toyota – 734
Mazda – 270
Nissan – 233
Renault – 213
Ford – 201
Kia – 191
Hyundai – 182
Mitsubishi – 163
Land Rover – 137
Прочие марки – 1342
Самые популярные у угонщиков модели:
LADA 2106
LADA 2107
LADA 2114
Toyota Corolla
Ford Focus
Mazda 3
LADA 2170 Priora
Toyota Camry
Kia Rio
Hyundai Solaris.
Из наиболее «угоноопасных» регионов лидируют Москва и Питер. В прочих областях количество угонов на порядок ниже:
Москва – 1022 угона
Санкт-Петербург – 956 угонов
Московская область - 571
Ленинградская область – 139
Как ориентироваться на статистику угонов при выборе авто?
Ориентироваться при выборе нового автомобиля на данные популярности машин у угонщиков, мягко говоря, непросто. Угоняются в первую очередь популярные, востребованные у покупателей и массовые авто. Если машина хорошая – её покупают, а, значит, и угоняют. Соответственно, если поставить целью приобрести автомобиль, который не интересен преступникам, то нужно осознанно купить машину, которая и обычным автовладельцам не слишком нужна. Непопулярную, ненадежную, известную обилием детских болезней, проблемами с запчастями, неликвидную на вторичном рынке и т.д.
Людям с невысоким достатком, приобретающих Логаны, Солярисы, Поло Седаны и т.п. альтернативу представляют китайские производители. Эти автомобили пока непопулярны у угонщиков, поскольку не популярны и у покупателей. Процент угонов «китайцев» от общего числа – ничтожен, десятые доли. Но покупка большинства китайских автомобилей до сих пор лотерея в плане надежности, и в плане дальнейшей поддержки. Множество азиатских автобрендов уже ушли с нашего рынка бесследно, оставив на руках у граждан некоторое количество совершенно неликвидных на вторичном рынке автомобилей, на которые даже запчасти найти непросто, несмотря на то, что многие узлы являются клонами старых японских моделей.
Так или иначе, несмотря на рост (хотя и медленный) продаж китайских машин, в ближайшее время они точно будут на последних местах в списке угонов. Если вы планируете обезопасить себя от угонщиков выбором непопулярной марки, главный совет – придерживаться скудного списка марок с развитой дилерской и сервисной сетью в РФ, и не экспериментировать с брендами, которые только приходят на наш рынок. Из более-менее проверенных можно назвать Lifan (продано в 2014 году 23619 машин), Geely (18826 машин), Chery (18139 машин), Great Wall (15005 машин).
Тем, кто категорически неприемлет китайский автопром, но все же желает приобрести новый автомобиль, который заведомо не заинтересует угонщиков, можно посоветовать обратить внимание на бренды из числа известных европейских или американских, но традиционно «немодных». Такие машины есть, и их можно купить. Правда, среднего класса и «бюджеток» в этом узком сегменте, к сожалению, нет – если говорить о новых авто, разумеется.
К примеру, автомобилей марки Chrysler за минувший год было продано всего 130 штук. В прошлом году вернулась на российский рынок Alfa Romeo, продав 96 машин. Такие цифры говорят о том, что угонщики, составляя «план работ», явно поставят эти машины на одно из последних мест, если вообще включат в список интересов. Это, безусловно, плюс. Но большинство покупателей этот плюс особенно-то и не ценят. Хотя Chrysler 300С вполне мог бы заменить немецкий премиум-седан, а конкурировать с весьма популярной у угонщиков Toyota Land Cruiser теоретически сумел бы Cadillac Escalade. Вот только «рвать шаблоны» отваживаются немногие – большинство предпочитает выбирать традиционных лидеров класса бизнес-седанов и премиум-внедорожников, а вопрос защиты от угона решать технически и при помощи страховых компаний.
«Моя машина дешевая, она никому не нужна!»
Глубочайшее заблуждение, основываясь на котором тысячи граждан экономят даже на простейшей сигнализации и, тем более, на страховке, добровольно становясь легкой добычей преступников.
В полном соответствии с трендом на увеличение числа похищений автомобилей недорогих марок в кризис, на январь-февраль 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года выросло число угонов:
Kia – рост на 45%
Hyundai – рост на 19,7%
Renault – рост на 24,6%
Nissan – рост на 3,6%
Чтобы понять, насколько просто и выгодно угонять автомобили бюджетного сегмента, поставьте себя на место угонщиков и попробуйте «мыслить, как преступник». Стоим и ждем на тихой улочке рядом со станцией метро. Одна за одной подъезжают и паркуются на обочине бюджетные иномарки и Лады с областными номерами, из которых выходят водители и уезжают в подземке. Это означает, что в вашем распоряжении практически весь день — человек приехал на работу и едва ли появится до вечера. Хитрые электронные средства не обязательны — достаточно так называемого «слона» или «свертыша» - закаленного стального язычка с мощным рычагом, вставляемого вместо ключа. С его помощью с хрустом проворачивается личинка дверного замка, а потом и замка зажигания. Латунные штифты с легкостью обламываются и сминаются в мягком легкосплавном корпусе личинки. На человека, склонившегося у двери автомобиля, как правило, никто не обращает внимания – он не бьет стекло и не выделяет себя никакими нетипичными действиями. Через несколько секунд угонщик внутри, еще несколько секунд нужно, чтобы провернуть замок на рулевой колонке. Завелась — мгновенно уезжаем, не завелась — можно с легкостью успеть проверить еще парочку машин рядом. Процедура технически убога, но практически весьма эффективна. Машина автора этой статьи (четырехлетняя Kia Rio предыдущего поколения) подверглась совсем недавно попытке угона по точно такой же схеме, и уцелела благодаря сигнализации, иммобилайзеру и дополнительной автономной блокировке. Копаться в электронике, впрочем, никто и не пытался — технический уровень угонщиков таких авто невысок, что, впрочем, не мешает им эффективно действовать. И это не просто отдельно взятый пример. Согласно данным МВД России, абсолютное большинство угоняемых автомобилей не оснащается ничем. Не повторяйте чужих ошибок - защищайте свой автомобиль.