Ищу свидетелей ДТП или зачем нужен видеорегистратор.

29.09.2013

Знакомая картина?

Все больше водителей приходят к выводу, что «электронный свидетель» или «электронный адвокат», как часто называют видеорегистратор – не роскошь и не забава техноманьяков, а реально полезное в повседневной эксплуатации устройства. Как не совершить ошибку в выборе «адвоката» и «свидетеля» - расскажет Autostudio.

Как выбрать видеорегистратор в автомобиль

Выбираем марку

Если вы впервые изучаете рынок видеорегистраторов, вас может удивить полное отсутствие устройств от производителей первого эшелона. Вы не найдете в продаже видеорегистратора от Sony, Samsung, Panasonic, Philips и т.д. Из широко известных пока разве что авторитетный навигационный бренд Garmin отметился – хотя всего лишь одной моделью. Почему так складывается? Однозначного ответа на вопрос о причинах этого нет, хотя преобладает мнение, что такие устройства мало востребованы в «цивилизованном мире», где дорожный беспредел - скорее исключение, чем правило, виновный в аварии честно признает вину, дорожная полиция объективна, а страховые компании – адекватны. Вследствие этого электронные гиганты просто не видят потенциального рынка сбыта для таких гаджетов.

В результате видеорегистраторы представлены производителями так называемого «второго эшелона» и в категории «ноунейм» - китайских устройств с минимальной ценой до полутора тысяч рублей и соответствующим «качеством». Последние мы принципиально рассматривать не станем, ибо надежность их является лотереей, а технические характеристики, написанные на коробке, редко соответствуют реальным.

К примерам же техники, достойной внимания, можно отнести отечественный бренд Lexand, возникший несколько лет назад, как производитель GPS-навигаторов, отечественный бренд Highscreen, известный ввозом под своей маркой весьма качественных OEM-смартфонов, тайваньскую марку Mio, переориентировавшуюся с  карманных компьютеров на Windows Mobile, которые были весьма популярны нашей стране несколько лет назад, на видеорегистраторы и навигаторы. Достойны внимания регистраторы марки CarCam, имеющей питерские корни и азиатскую сборку, AdvoCam. Это, безусловно, не все марки, заслуживающие внимания, но, в целом, уровень, думаем, понятен.

Фотоматрица

Фотоматрица – это не объектив, а то, что находится «в самом низу», под стеклами и линзами. Её основная характеристика – это количество мегапикселей, хотя тут не все так просто.  Впрочем, по порядку!

Количество мегапикселей матриц камер видеорегистраторов может быть разным. И два, и три, и пять, и другие числа встречаются. Но не всегда бОльшее число означает лучшее качество! Для съемки в FullHD-разрешении (1920х1080) достаточно 2 мегапикселей – регистратор с меньшим числом «ЭмПэ» приобретать, безусловно, не стоит. Но и 5 мегапикселей не обязательно дадут лучше качество… Дело тут в том, что существует такой параметр матрицы, как её физический размер. Пятимегапиксельная матрица может быть большой, а может быть маленькой – от её габаритов зависит количество света, которое она способна воспринять, а значит и качество съемки в итоге. В идеальных условиях большинство регистраторов из числа лидеров продаж снимают примерно одинаково, но идеальные условия бывают редко – чаще мы встречаем пасмурность, туман, дымку, пыль и т.д. И вот в этих условиях матрица с большим размером способна сказать свое веское слово! К примеру, 1/3 дюймовая матрица с разрешением 3,1 МП, которая встречается в таких регистраторах, как  ParkCity DVR HD 530, AdvoCam-FD5 Profi или Street Storm CVR-908FHD, снимает гораздо более качественное видео в сумерках, нежели камеры более дешевых моделей с 5-мегапиксельными 1/4-дюймовыми матрицами! А все потому, что эта менее мегапиксельная, но зато более крупная матрица взята от камер профессионального видеонаблюдения и обладает великолепной светочувствительностью.

Оптика

Оптика, или иначе – объектив – не менее важный элемент видеорегистратора, чем фотоматрица. От оптики зависит качество и угол съемки. Хорошие «стекла» способны улучшить работу посредственной матрицы и наоборот.

Еще недавно в регистраторах преобладала дешевая пластиковая оптика, которую и оптикой назвать было сложно. Однако в последнее время все чаще «автосвидетели» оснащаются многолинзовыми объективами со стеклянными элементами – их отличает улучшенное качество съемки в облачную, пасмурную погоду, а также в темное время суток. Если в регистраторе стоит стеклянная оптика, в большинстве случаев бренд указывает это в характеристиках. А вот если пластиковая – тогда чаще вообще о её свойствах не упоминается, поэтому довольно несложно понять, что за оптика установлена в модели. При этом нельзя однозначно сказать, что пластиковая оптика – синоним плохого качества съемки, поскольку конечное качество может сильно зависеть от установленного процессора. Понятно, что на Ambarella A2 с пластиком ничего хорошего ждать не приходится. А вот на Ambarella A5 – уже не факт. Хороший пример - Highscreen Black Box Compact. Несмотря на наличие Ambarella A2S60, у регистратора стеклянная оптика и широкоугольный объектив со съемкой с очень широким углом обзора 170 градусов. У модели действительно достойное качество съемки днем и, что вообще встречается нечасто - ночью.

Двойная камера

В некоторых моделях видеорегистраторов встречается двойная камера – основная и вспомогательная – направленная назад, на боковое стекло со стороны водителя или в салон. Прибор самостоятельно «сшивает» видеопоток с этих двух камер синхронно, делая видео в виде «кадр в кадре». Насколько практически необходима двойная камера?

Как и ряд других «прибамбасов» (например, GPS-приемник, о котором речь пойдет ниже) двойная камера невредна, хотя и не является остро необходимой. К примеру, в подавляющем большинстве случаев ударивший вас сзади автоматически виноват, и это не нуждается в видеоподтверждении. Хотя нельзя не признать, что направление камеры на боковое стекло позволит зафиксировать угрозы со стороны агрессивного участника дорожного конфликта или гаишника, что, к слову, бывает нередко.

Существует несколько видов регистраторов, оснащенных сразу двумя «глазками», но различающихся конструктивно. В ParkCity DVR HD 420 обе камеры установлены в одном корпусе, но основная – неподвижна, а дополнительная камера закреплена на поворотном шарнире с поворотом на 180 градусов. В Vizant DVR-282 HD 720P основная камера установлена на устройстве, а второстепенная – выносная на шнуре и присоске. Она может быть направлена как в салон, так и назад, выполняя в том числе вспомогательную роль при парковке задним ходом. В Jagga DVR 1610DUAL на самом устройстве камер и вовсе нет – оба «глазка» являются выносными и крепятся каждый на своей присоске – расположение их можно выбрать произвольно.

При этом стоит отметить, что двойная камера совершено не обязательно относит устройство к категории флагманских! Возвращаясь к разделу, в котором мы говорили о разрешении матриц, важно расставлять приоритеты: что вам нужно – качественно обеспечение видеофиксации основной камерой или разные «примочки»? Дело в том, что несмотря на двойные камеры, перечисленные приборы не снимают основной камерой в FullHD (только в HD) а Jagga DVR 1610DUAL и вовсе снимает обеими «глазками» в малом разрешении 720x480.

Дисплей

Дисплеи в видеорегистраторах бывают 4 типов. Экран может быть встроен в корпус, может быть откидным («раскладушка»), съемным или вовсе отсутствовать. Наиболее распространены первые два варианта.

Модели со встроенным в корпус экраном

Основная масса моделей обладает дисплеем в пределах 1,5-3дюймов. Достоинства корпуса-моноблока – в его прочности и удобстве транспортировки в сумке водителя – ведь не секрет, что оставлять устройство на лобовом стекле чревато.  Типичные представители монокорпусных конструкций с 2,7- 2,8-дюймовыми экранами - AdvoCam-FD5 Profi или КАРКАМ QL3 Eco.

Модели со встроенным складным экраном

Плюс откидного дисплея заключается в возможности убрать экран, когда он не нужен, чтобы уменьшить габариты устройства и уменьшить отвлекающий водителя эффект. Ведь по-большому счету, в процессе езды экран не нужен – он требуется для первичных настроек и просмотра видео. Хорошие примеры - Highscreen BlackBox Radar plus, ParkCity DVR HD 520 или SHTURMANN Vision 5000HD.

Модели со съемным экраном

Снятый экран позволяет уменьшить закрываемую регистратором площадь лобового стекла, но при необходимости он всегда может быть возвращен обратно. Такая конструкция нередко применяется в моделях-гибридах: с экраном устройство используется, как регистратор, а без дисплея превращается в экшн-камеру, которую можно установить на руле велосипеда, доске для серфа, шлеме спортсмена или даже на ружье охотника. Такая конструкция встречается в Highscreen Black Box Outdoor.

Модели без экрана

Регистраторов данного типа совсем немного, поскольку в своей работе они нуждаются в связи со смартфоном или планшетом – для настройки или для просмотра видео, для чего нужно извлечь карту памяти из регистратора и вставить её в мобильный гаджет. Достоинство такой конструкции – в особо малых габаритах, которые не привлекают внимания, прячась в тени зеркала заднего вида – с таким регистратором можно изредка покидать ненадолго машину, не унося его с собой, хотя тактика это не совсем верная… Пример - BlackVue DR400G-HD II.

Память

Любой видеорегистратор имеет слот для карты памяти формата microSD. Эту карту часто приходится покупать отдельно, хотя некоторые производители кладут её в комплекте – обычно небольшой ёмкости – 2-4 ГБ. В общем-то, большой объем памяти регистратору не слишком нужен, поскольку видео пишется не сплошным потоком, а режется на отдельные короткие ролики, которые сохраняются в памяти циклично – то есть, при записи последнего автоматически стирается первый. Однако, если вы все же планируете приобретение карты или смену её на более ёмкую, имейте в виду, что нежелательно использование карт памяти ниже 4 класса. Иначе у карты просто может не хватать скорости, чтобы сохранять идущую съемку. Это чревато либо полной потерей съемки, либо роликами с систематическим пропуском кадров. В итоге видео будет «рваным», с частотой порядка 5-10 кадров в секунду вместо нормальных 30-ти.

Гораздо важнее вопрос наличия и объема встроенной памяти. Он необходим для того, чтобы вы, сдавая карту сотруднику ГИБДД при аварии, могли предварительно скопировать последний ролик, на котором запечатлено ДТП, на внутреннюю память навигатора и оставить его себе в качестве подстраховки. Обычно встроенная память невелика – 32-256 МБ – и её хватает как минимум для одного ролика, но большее количество, конечно, удобнее.

                              

GPS-приемник         

Некоторые модели видеорегистраторов имеют встроенный GPS-приемник – он позволяет  впоследствии соотнести видео с маршрутом на Google-картах (навигатор сам «склеивает» эти сюжеты в одном ролике, деля экран пополам), отметить на видеоролике вашу скорость, и даже предупредить водителя о дорожных камерах, если в него предварительно загрузить базу данных «спидкамов».

Действительно, умение ориентироваться в пространстве придает видеорегистратору ряд интересных и полезных свойств. Впрочем, если говорить о его главной задаче – доказательству вашей невиновности в случае аварии, GPS не дает каких-то радикальных преимуществ. Данные о скорости, наложенной на видео, в суде не окажут решающего действия, поскольку навигатор не является сертифицированным прибором, да и сочетание видеозаписи с анимацией маршрута не так уж необходимо, поскольку обычно фактические координаты аварии и расположение и значения дорог и объектов и так достаточно ясны. Хотя, конечно, виртуальная карта движения несколько упрощает поиск названий улиц при подготовке к суду и написанию объяснений.

Нужно ли это вам – решает каждый самостоятельно, однако надо понимать, что GPS повышает стоимость и без того недешевого прибора. Скажем, модель AdvoCam-FD2 Mini стоит 4790 рублей, а за версию с GPS и G-сенсором придется отдать уже 5790 рублей.

G-сенсор

В некоторых моделях видеорегистраторов встроен  акселерометр или иначе - G-сенсор – в последнее время он получает все большее распространение. Это датчик движения, аналогичный тому, который имеется в вашем смартфоне, но настроен он на резкие рывки и удары, которые испытывает автомобиль в момент аварии. В результате при наличии G-сенсора регистратор автоматически, без участия водителя может совершать некоторые полезные действия, главным из которых является копирование текущего видеосюжета в  специальную область памяти с защитой от перезаписи или удаления. Это обеспечивает важной записи максимальную сохранность. Отсутствие акселерометра не значит, что регистратор без него бессмысленен, но функция, безусловно, полезная!

 

Ночная подсветка

Некоторые модели регистраторов оснащаются встроенной инфракрасной подсветкой для съемки в ночное время. И кому-то может показаться, что наличие этой функции – важный критерий выбора, ведь ночью условия вождения сложнее, вероятность аварии – выше. Так ли это?

На самом деле, не так. Ночью фары освещают дорогу в десятки раз дальше, нежели это способны сделать дохленькие инфракрасные светодиодики, поэтому эффект от последних равен нулю. А вот отрицательное влияние как раз может иметь место – инфракрасный свет отражается от лобового стекла и слепит объектив, ухудшая съемку.

Редкий положительный эффект от такой подсветки может иметь место при съемке в темноте на стоянке с погашенными фарами, но это – нетипичная редкая задача, едва ли потребная большинству водителей.

 

Альтернатива в виде смартфона

Специализированное устройство всегда лучше выполняет свои функции, нежели универсальное, но под конец мы затронем и универсалов! Ввиду того, что сейчас в большинстве смартфонов установлены весьма достойные фотокамеры – от 8 мегапикселей и выше, умеющие снимать качественное видео в HD и FullHD, использование телефона в качестве видеорегистратора лежит на поверхности. Хотя производители телефонов не готовят их специально для такого использования, это вполне возможно, хотя и сопряжено с рядом особенностей - безусловно, регистратор из телефона лучше, чем полное отсутствие «электронного адвоката».

Первая трудность – поиск приложения для видеорегистрации. Приложений много, хороших и разных, но если вы почитаете отзывы пользователей на Android-маркете, то увидите описания  самых разнообразных недостатков – приложение не совместимо с тем или иным смартфоном, работало раньше, но стало нестабильным после обновления, работает хорошо, но неожиданно выключается и т.д. и т.п. Причем это никак не связано с платностью или бесплатностью программы – бывает, что глючит недешевый коммерческий софт и великолепно работает «фри». Найти программку, идеально совместимую с вашим телефоном в итоге можно – но для этого придется перепробовать немало приложений, тестируя их в разных режимах и выявляя наиболее удобное и стабильное. Из популярных можно отметить такие, как MyCarRecorder, Axel Voyager, CarBlackBox,  DailyRoads Voyager и т.д. Последняя, к примеру, вполне достойна внимания и при этом бесплатна.

Второй момент – угол обзора камеры, и с ним уже никакими настройками и программами ничего изменить, к сожалению, нельзя. Угол обзора камер видеорегистраторов очень широкий – до 160-170 градусов, чтобы захватить все, происходящее перед вами, а также с боков, а вот угол обзора камер смартфонов существенно уже. Это не значит, что камера смартфона непригодна для видеорегистрации – просто картина происходящего может быть несколько менее выразительна за счет отсутствующих значительных секторов справа и слева.

Еще один нюанс использования телефона для видеозаписи в машине касается его производительности. Дело в том, что многие используют смартфон и для навигации, поэтому аппарат должен быть достаточно производительным, чтобы поддерживать работу двух ресурсоёмких приложений одновременно – видеорегистрации в фоновом режиме и GPS – на главном экране. К примеру, один из лучших камерофонов старичок Nokia N8 умеет и то, и другое, но безбожно тормозит при работе программ совместно. То же самое касается не самых мощных «андроидофонов» - это нужно учитывать, иначе в пути вам придется выбирать между функцией навигации или видеорегистрации.

Выражаем надежду, что наша статья помогла Вам разобраться с многообразием критериев отличий видеорегистраторов. Будем рады ответить на оставшиеся вопросы по телефонам в Москве и Санкт-Петербурге.

Примечание. Указанные в статье цены приведены для сравнения, не являются публичной офертой и актуальны по состоянию на сентябрь 2013 г.